Вы замечали, что иногда детское непослушание вы воспринимаете, как шалости (снисходительно, легко и не раздражаясь), а иногда готовы просто разорвать непослушного малыша за небольшую (особенно с его точки зрения) провинность? Дело в том, что наша реакция на непослушание ребенка во многом определяется нашим эмоциональным состоянием. Злой и уже раздраженный человек редко может адекватно оценить сложившуюся ситуацию. Поэтому, прежде, чем приниматься ругать и наказывать ребенка за непослушание — посмотрите на список вопросов, которые мы для вас подготовили.
Топ-10 вопросов к себе
- Насколько ваши требования к малышу соответствуют его возрастной категории?
Дети дошкольного возраста не могут терпеливо ждать чего-то. Если они что-то хотят, то должны получить это, как можно быстрее. Несмотря на то, что вроде бы усвоили на «отлично» правила или нормы поведения. Так будет происходить примерно до 9-11 лет. Только в этот период начнут формироваться волевые качества, позволяющие не следовать своим желаниям, а придерживаться установленного порядка.
2. Насколько хорошо вы знаете своего ребенка, чтобы понимать причины его поведения?
Поставьте себя на место ребенка, вспомните себя в его возрасте и подумайте, хотели бы вы, например, посвятить все воскресенье подготовке к занятиям следующей недели? Наверняка, нет! Найдите золотую середину, отведите время для уроков и для приятного времяпровождения: игр на приставке, прогулке в зоопарк, в Квест комнату или на новый мультфильм.
3. Что вы думаете о состоянии ребенка?
Его поведение: непослушание, капризы, плач и истерика могут напрямую зависеть от его состояния. Спросите себя, может быть он голоден, устал, чем то напуган или расстроен? Детские проблемы не всегда явны, они требуют глубокого анализа и понимания. Например, детские страхи, могут вызвать нежелание малыша идти в сад, школу, на прогулку и пр.
4. Не воспринимаете ли вы любознательность и тягу ребенка ко всему новому, как баловство и непослушание?
У детей привычка все потрогать, понюхать, попробовать «на зуб» — естественный механизм развития. Подумайте о том, что может ваши требования ставят ребенка в очень жесткие рамки, несвойственные его естественному развитию.
5. Может ли поведение ребенка вас обижать, особенно, если вы думаете, что он ведет себя «на зло» вам?
Не стоит обижаться на своего собственного ребенка и вести себя так, будто вам тоже 6-7 лет. Помните о том, что вы — родитель!
6. Подумайте о том, насколько объективны ваши требования к ребенку?
Может он не может выполнить ваших пожеланий в силу своих физиологических особенностей. Например, сложно заставить ребенка есть угрозами наказания, если у него нет аппетита. Лучше сводите его на прогулку в парк, поиграйте с ним в активные игры — он сам попросит кушать.
7. Может вы сами виноваты в том, что ребенок что-то забыл сделать?
Многие родители имеют склонность перекладывать свою безответственность и лень на плечи того, кто не может «ответить».
8. Предпринимаете ли вы сами шаги, которые помогут наладить взаимоотношения с ребенком?
Умеете ли вы сами находить компромисс? Можете ли этому научить малыша?
9. Объективно ли вы оцениваете своего ребенка с точки зрения зрелости — умения оценивать возможную опасность и предупреждать ее.
Например, вы можете думать, что ваш ребенок уже достаточно взрослый, чтобы ездить самостоятельно общественным транспортом. При этом, могут возникнуть самые разные дорожные ситуации, с которыми он не сможет справиться.
10. Как вы думаете, ваш ребенок имеет право на собственные желания, круг интересов и пр.?